Студия

Архитектор Валентина Сусина:
убеждать можно только три раза

Какой дизайн фасада можно назвать хорошим? Какие критерии?

Хороший дизайн, хорошо сидит и отражает индивидуальность клиента. Через общение с клиентом возникают образы дома, ассоциации с человеком. Это не зеркало, но отголоски есть всегда.

Главный критерий, как в медицине, не навреди, т.е. без лишнего, все лаконично должно быть. Я не против сочетаний. Сейчас сложно найти чистый стиль, все вокруг смешение. Это и есть новые образы, как в моде возникают на базе прошлого, хорошо изученного.

Что если клиенту нравится не то, что тебе? Мешают ли дизайнеру личные предпочтения?

Есть немного, ведь когда вкусы разные, надо понять, что именно нравится клиенту. Смотреть картинки, которые нравятся ему, общаться, соображать, что к чему. Трудно, когда клиент не делится ничем, тут как в небо пальцем. Попасть с первого раза в то, что он хочет просто чудо! Поэтому я клиентам рекомендую не паниковать, когда первые эскизы не отражают его представлений. Частный дизайн — это последовательная работа.

У каждого архитектора своя технология творчества. Как рождается твой дизайн? Когда и как удобней работать?

Источник моего творчества — люди и эмоции, чтобы придумать эдакое мне нужно либо сходить на пол дня в кафе, посмотреть по сторонам, порисовать зарисовки. Либо просто встретиться с не менее творческим человеком и поговорить — это меня катализирует.

Творческая работа мне дается где-то после трех часов дня, а то и пяти. Но поскольку в моей семье прибыло пополнение, то мое время нынче очень позднее. После 23 часов я могу утопать в идеях. Но это мой выбор, моя ситуация, не считаю это нормой и не рекомендую сидеть допоздна. Человеку нужно спать, причем достаточно, а не по 5 часов.

Работаю я обычно либо за рабочим местом, где у меня куча референсов интересных на стене. Здесь мои выдумки-зарисовки, тут не скучно. Либо где много цветов, людей, разговоров. И обязательно должны быть окна — большие окна, либо в пол, либо мансардные — мне очень помогает.

Меня вдохновляют новые трюки растущего сына или чудная история мужа. Просто вот так — бац! Идея! Меня вдохновляет архитектура, гуляя по родному Петербургу, я просто оживаю. Поход на прогулку приносит плоды творчества.

А еще у меня есть пример трех женщин, с которыми меня свела судьба. Меня поражает их КПД, отдача. Я всегда думаю о том, что мне нужно еще ускориться, что пора добиться определенных побед. Эти женщины совершенно разные, все с детьми и это не мешает им писать свою историю яркими и большими буквами!

А команда тебе помогает? Или с ней приходится бороться?

У нас замечательная команда, мне нравится. Бороться — я бы не сказала, но конечно мы все разные люди, есть ситуации, когда я чем-то недовольна, я пишу об этом, кто-то сразу соглашается, кто-то делает через скрип. Но вообще я против принуждения. Если человек не любит работать, заставлять бесполезно. Надо увлекать, показывать своим примером, если это не стимулирует — лучше отпустить его.

Так бывает и с клиентом, если он отказывается от профессионального совета, то я предложу лишь три раза. Объясню почему я рекомендую так сделать. Если он говорит не надо — я сдаюсь, значит ему действительно не надо. Возможно позже он расстроится, что я его не убедила. Но убеждать можно только три раза.

Если случаются конфликты? Ты жесткий человек? Скажешь клиенту все что думаешь?

Я обычно бесконфликтная, стараюсь все силы вложить в объяснение. Если человек не идет на контакт, я буду искать подходы. Если и после — закрытая дверь, я перестаю стараться в работе. Это же психология. Если же человек доходит до оскорблений меня или сотрудников — тут стоит вмешаться и сказать, что он не прав. Но обязательно в приличной форме. Неприличия и так хватает, пусть хоть с одной стороны будет исходить адекватность.

Какие проекты приносили радость? Какие клиенты или истории идеальные в твоем понимании?

Подумав о сделанных мною проектах, пришли в голову только положительные истории. Мы делаем очень много проектов, и случаются конечно проблемы. Но я всегда стараюсь вынести положительный опыт, чтобы не допустить это в будущем.

В основном наши клиенты прекрасные люди, у нас хорошие фильтры на входе. Столько благодарности, сколько я услышала от них я и представить когда-то не могла. Люди не только доверяют тебе и прислушивается в работе, но и потом приглашает тебя в гости!

Какие страхи должен преодолеть человек?

Мне кажется каждый индивидуален и говорить об определенных страхах — говорить лишь о паре человек. Я могу поделиться своими страхами, которые у меня были, и я их преодолела, работая над собой.

Страх телефона. Я боялась говорить с незнакомыми людьми, но с удаленной работой много тренируешься. Приходится разговаривать и делать это хорошо и продуктивно. Хотя в принципе не люблю по телефону трепаться с друзьями и родным. Мне это кажется нудным и пустой тратой времени. Предпочитаю личное общение, глаза, улыбки.

Страх, что моя работа не понравится — рисовала для клиента слишком много вариантов. В результате только больше запутывала и нагоняла сомнений. Много вариантов это перекладывание ответственности на клиента. Дизайнер сам должен отобрать лучшее.


Беседовал Алексей Ватаву

Практические выпуски «Фасадных секретов»