студия дизайна
загородных
домов
Знакомьтесь
возможно это ваш архитектор
Москва: +7 495 646-16-35
Работаем по всему миру.
WhatsApp: показать номер
Бесплатно по России
8 800 500-06-27
Блог

Блог архитектурных наблюдений

Все записиРубрикатор
Алексей Ватáву

Примечательно, что барокко не было шагом в сторону или вырожденческой архитектурой, как это может показаться. Оно было прямым развитием архитектурной мысли. И мысль эта не в том, чтобы добавить больше кучерявого декора.

Есть интересное культурологическое наблюдение про машину времени. Когда фантазия людей дошла до путешествий во времени при помощи механизма (это началось в конце 19 века), машину времени изображали в виде больших часов, паровых машин и даже велосипедов.

Появление новой идеи не означает появления новых средств ее достижения. Люди мыслят привычными категориями. Первые дорогие кареты украшли колонами и капителями, как дом, а первые автомобили по форме были точно как кареты. С барокко та же история.

Революционная идея заключалась в том, чтобы преодолеть плоскость, статичность и закрытость тогдашней архитектуры. Часть того, что исповедуем мы сейчас, придумали, во времена барокко. Только достигали нужного эффекта тогда на материале своего времени: декоры стали гротескными (глубина), портики откусанными (разомкнутость), башни повернутыми (динамика). Тяжелые здания взбунтовались и пришли в движение. Самостоятельные фасадные украшения ренесанса слились в ансамбль, «общее живое впечатление» в барочной архитектуре. Барочные мастера планировали даже сценарии знакомства со зданием, усложняя планировку.

Лимон на барочном натюрморте стал надрезанным и очищенным, готовым к празднику прямо сейчас, а не в идеальной вечности. В этом смысле барокко более человечен, и ближе современной архитектуре, чем его строгие предшественники.

Алексей Ватáву

Самая большая ошибка при строительстве дома — получить внутри пространство в виде отдельных коробочек с окном и дверью, точно такое как в квартире, только побольше. Жизнь в таких коробочках сама по себе скучна, безрадостна, и не отличается от производственно-городской.

В таких «емкостях» дизайнеры городят ниши из гипсокартона, навешивают «балки» и многоуровневые потоки, играют зеркалами, делают все чтобы сломать пространство заточения. Но декорирование и мебель не полностью решают проблему скучного, отгороженного прямоугольного пространства.

Простой прямоугольник, куб — наиболее искусственные, рукотворные формы, а человеку хочется природного окружения. Природа размыта, сложна, многогранна, изменчива, несовершенна.

Не нужно добиваться геометрической логичности, симметрии (если у вас нет аддикции). То, что смотрится красиво на плане, будет натирать душу. Достаточно вспомнить советские районы, построенные по геометрическому принципу. Я помню, как там уныло, несмотря на величие замыслов архитекторов. Лучше, когда домашняя архитектура, не доминирует, а растворяется.

Строя дом, стремитесь делать пространство интересным: связанные объемы помещений, много разных окон, зрительные мосты, углы, повороты, закутки, возвышения и понижения (помня об эргономике), второй свет, изломы, видимые крыши. Не бойтесь странностей и неправильностей — они станут родными, их полюбят дети и внуки.

Алексей Ватáву

Архитектор может работать со шкалой «напряженности». Так же как в хорошей скульптуре мы видим, напряжение одних мышц и расслабленность других, в дизайне есть инструменты передачи состояния. Например, классическая колона с утолщением книзу создает ощущение нагруженности конструкции, ее будто распирает от тяжести, мы чувствуем фундаментальность.

Хорошие строения, несмотря на фактическую статичность, обладают внятной визуальной энергией. Мы создаем дома, готовые к движению или наоборот укоренившиеся на местности. Декор коттеджа может быть мускулистым, подтянутым или избыточным.

Как и человек, здание борется с гравитацией. Равновесие может быть достигнуто как равномерным распределением сил, так и за счет напряжения отдельных частей «тела», которые несимметрично принимают нагрузку, давая другим частям свободу. Зритель хорошо понимает и ощущает степень этого напряжения. Так архитектура вызывает настоящее сопереживание.

Алексей Ватáву

Эта история началось давно. Сначала древние зодчие проектировали скульптурные композиции: богов, пальм, растений (орнаменты) — по сути были художниками, изображающими природу в камне. Затем греки начали строить каменные храмы, изображающие деревянные дома, обыденную работу плотников.

Если посмотреть на дорический орден, это утрированное изображение деревянной веранды с навесом: столбов (колонны), торцов балок-прогонов (триглифы), торцов стропил (мутулы) и даже шляпок гвоздей (гутты). Причем настоящие фрагменты и швы конструкции маскируются, а на них изображают другие.

Трудно создать новое. Уме цепляется за образцы. Сто лет назад Корбюзье советовал относиться к дому как к механизму, шаг революционный, но по-прежнему с отсылкой к иному. Кареты и первые автомобили создавали в виде барочных домов на колесах. Фасадный декор старательно изображает дома и материалы минувших столетий.

Страх быть собой, это родовая травма архитектуры.

Алексей Ватáву

В новых домах оконные рамы как фингалы под глазами – испортят любое лицо. К нам обращаются слишком поздно чтобы этого избежать.

Я вижу, как на сайтах «продают» только внутреннюю сторону окна, но для частного дома важна и наружная часть, которую всегда хорошо видно, ведь окна — это точки фокуса внимания. А снаружи все выглядит очень плохо. Нет ни классических рам, ни современных. Все какие-то невыразительные обмылки – кажется раму надули из детских шариков-сосисок. Про синюшно-белый цвет уже не буду, это, постепенно уходит в прошлое.

Не дайте себя обмануть. Выбирайте рамы красивые внутри и снаружи. Окно должно иметь снаружи сложные детализированные фаски, классические фигурные или остро очерченные, в зависимости от стиля. Если вы думаете о дизайне фасада, прежде всего подумайте о выразительности оконных рам.

Особый шик и красота для классического стиля по-прежнему двойные рамы с частой расстекловкой. Такие окна особо выразительны, обладают нужной глубиной. Сейчас можно найти современные стеклопакеты с двойными рамами и фальш-переплетами, выглядящими точно, как лучшие классические окна.

Алексей Ватáву

Интересно, что ни в одно другое время у просвещенного архитектора, не было кругозора, который доступен сегодня. Даже если у него под боком была библиотека Империи или Университет.

Мы знаем из биографий художников, какой творческих всплеск и переворот сознания давало посещение заграничной выставки или путешествие. После этого предстояло решать заниматься привычным или окунуться в новое увиденное.

Сейчас пласт того, что видели мы и наши клиенты огромен. Исторические и модные стили, материалы, подходы. Все все видели. Что нам со всем этим делать? Сочетать? Выбирать? Создавать новое?

В вашей почте продвинутый курс о дизайне фасадов. Бесплатно.