Блог

Архитекторы о фасадах

Все записи По тегу
Татьяна Гончар

В 2014 году компания Green&Blue запустила производство кирпичей с отверстиями, которые могут служить домом для пчел одиночных видов. Эти пчелиные кирпичи имеют тот же размер, что и обычные кирпичи, но имеют ряд узких отверстий, подобных тем, где гнездятся одиночные пчелы.

Треть мирового производства продуктов питания зависит от пчел и других опылителей, при этом каждый десятый вид пчел в Европе находится на грани исчезновения. Это связано с изменением климата, использованием губительных для пчел пестицидов и нарушением естественной экосистемы.

Городской совет английского города Брайтон-и-Хов в начале этого года обязал девелоперов включать в облицовку фасадов построек высотой от 5 метров кирпичи с отверстиями для пчел.

Сторонники этой инициативы считают, что подобные простые решения позволят улучшить положение дел и увеличить возможности для биоразнообразия.

Но появились и ряд экспертов, выступающих против. Они опасаются, что в отверстиях могут размножаться клещи, бактерии, а это увеличит распространение болезней. Профессор Сассекского университета Дейв Гоулсон считает, что отверстия недостаточно большие, чтобы быть хорошим домом для пчел, и что наличие одного кирпича пусть и в каждом доме, совершенно недостаточно, оно может служить только для успокоения совести, не неся при этом реальной пользы.

Я думаю, что возможно кирпичи с отверстиями неидеальный вариант и не панацея.

Но лучше делать, чем бездействовать.

Использование таких кирпичей может внести свою лепту, пусть и небольшую, наряду с увеличениями площади посадок и др. А централизованное их использование в новостройках может помочь собрать статистические данные и доказать или опровергнуть их эффективность.

Ника Климанова

Интересный проект с идеей, которая мне импонирует — экологичность и соединение противоположностей, эксклюзивных предметов роскоши и вторичной переработки материалов.

Бюро MVRDV создало для нового магазина Bulgari в Шанхае зеленый «нефритовый» фасад из латуни и переработанных бутылок из-под шампанского и пива.

Архитектура в стиле ар-деко, напоминает сам Шанхай, сочетающий в себе восточную и западную культуры.

Панели изготовлены из спеченного зеленого стекла с эффектом полупрозрачности, выглядит это очень эффектно.

А отделка из латуни золотистого цвета дает отсылку к украшениям из нефрита.

Ночью подсветка еще дополнительно подчеркивает уникальное текстурное качество стекла, и при этом она рассчитана на минимальное энергопотребление фасада.

Это уже третий магазин Bulgari фасад которого проектируют MVRDV. В Куала-Лумпуре у магазина мраморный фасад с золотыми прожилками, а в Бангкоке тоже сочетание латуни и стекла, но теплых желтых оттенков и с большим акцентом на проемы.

Магазин Bulgari в Куала-Лумпуре.
Магазин Bulgari в Куала-Лумпуре.
Магазин Bulgari в Бангкоке.
Магазин Bulgari в Бангкоке.

Ника Климанова

Институт Pantone назвал цвет грядущего года. Обычно цвет выбирали из существующей палитры, в этом году сотрудники создали новый.

Цвет года 2022 получил название PANTONE 17-3938 Very Peri (барвинок).

По заявлениям вице-президента Института цвета Pantone Лори Прессман, «цвет года отражает то, что происходит в нашей глобальной культуре», поэтому на волне выхода из изоляции и в то же время расширения границ виртуального мира, специалисты создали новый цвет, сочетающий «постоянство» синего с «энергией и волнением» красного.

Он как бы новый, но можно заметить некую цикличность в выборе тона, 4 года назад в 2018 цвет года был Ultra Violet, а в 2014 — Radiant Orchid.

В архитектуре такой цвет применим к футуристическим формам в качестве подсветки.

Helix Bridge / Cox Architecture with Architects 61
Helix Bridge / Cox Architecture with Architects 61
Tori Tori Restaurant / Rojkind Arquitectos + ESRAWE Studio
Mathematics: The Winton Gallery / Zaha Hadid Architects
Welcome Gallery / Thomas Roszak Architecture

Для меня цвет Very Peri более мягкий, лиричный, мечтательный. Это отраженный свет заката в отделке. Оттенки лаванды, нежной фиалки, проглядывающий розовый подтон, особенно эффектно выглядят на белых фасадах и на домах, отделанных темной сталью.

Фасад #13954
Фасад #9436
Фасад #9659
Фасад #8045
Фасад #13550
Фасад #517
Фасад #10303
Фасад #11483
Фасад #13632
Мария Краснова

Что вообще такое майолика?

В широком смысле, этот термин употребляют ко всей глазурованной керамике. Если углубляться, то настоящая майолика должна быть покрыта глазурью дважды. Сначала первый, фоновый слой для рисунка, а затем прозрачная глазурь поверх и запекание при высокой температуре. Подразумевается что на плитке нанесен узор, но это может быть и полная заливка одним цветом.

Я часто использую мозаику из майолики на фасаде в проектах, над которыми работаю.

Майолика имеет неровную поверхность, благодаря чему бликует, отбрасывая свет в разные стороны, завораживая и притягивая к себе внимание. А значит ее здорово использовать в качестве акцентов на фасаде, для этого достаточно будет небольшого количества.

Какие зоны можно выделить на фасаде?

  • — входную группу
  • — оконные обрамления
  • — отдельные панно
  • — карнизный пояс
  • — лестничные подступенки
  • — вставки на колоннах

Майолика хорошо сочетается с матовыми материалами — деревом, штукатуркой, кирпичом.

Важно! Так как с такими материалами у нее большой контраст текстуры, цветовой контраст должен быть низким, хорошо если майолика объединяет в себе оттенки других материалов отделки фасада.

Также нужно помнить про пропорции. Больше не всегда значит лучше. Хороший пример — основная часть акцентом над входной группой и поддерживающие элементы над окнами. Или межэтажный пояс и панно венчающее главный фронтон.

Оксана Ватаву

Классический образ дома актуален во все времена, как бы современные дома с плоской кровлей не старались занять лидирующие места. Сегодня я разберу недавний проект в духе французского шато, над которым я работала, и расскажу о приемах, которые использовала в ходе дизайна фасада.

Первое, на что нужно обратить внимание, это симметричность, одна из главных характеристик классического наследия. Выразительный центральный ризалит с широкой лестницей главного входа, обрамленной балясинами, сразу задает торжественный тон.

Декора одновременно много, но он не режет глаз, благодаря тому что выполнен в единой пастельной гамме, контраст перехода максимально сглажен.

Под декором я подразумеваю не только обрамления окон или пилястры. Так, первый этаж полностью рустован, а над проемами расходятся лучи из рустовки с включением объемных элементов в качестве замковых камней.

На углах второго этажа угловые боссажи, в поддержку рустам первого этажа.

Поднимаемся выше — мансардным окнам я добавила обрамления полукруглыми тимпанами, уравновешивая большое кол-во углов, и изящные кронштейны на пилястрах.

Но так как все выполнено практически в одном цвете, чтобы фасад не казался скучным нужны разные фактуры материалов отделки.

Первый этаж, который больше виден и больше взаимодействует с человеком, c более дорогой отделкой натуральным камнем; второй — отделен поясом и оштукатурен, а ризалит над входным порталом отделан плиткой.

Алексей Ватáву

Дом, индийских архитекторов, который мне особенно понравился. Как хорошо удалось совместить современную архитектуру и приятные узоры! Два года назад я писал заметку о этно-тренде, который кажется намечается. Этот дом - подходящая иллюстрация.

Очень много народного очеловеченного дизайна было утрачено и променяно на унифицированный международный подход, когда любой узор или приятное излишество воспринимается как преступление перед идеей рациональности. И конечно такой подход исключал “старое”, “наивное” искусство как пережиток, а этнический дизайн как будто угрожал глобалистскому проекту.

Я за поиск баланса. Не нужно с водой выплескивать ребенка. Корбюзье молодец, но этому радикалу не хватает мягкости. Дом это не только машина для жизни, но и место эстетических переживаний. В доме должно быть приятно ребенку и старушке, а не только человеку в костюме. Дом должен напоминать нам, кто мы такие, откуда и куда идем.

Интересно находиться в добротных “исторических” зданиях. Когда из контекста десятилетий в которых построен мой советский рациональный дом, попадаешь в контекст столетий, это другой масштаб, другая перспектива.

Этнический стиль говорит со мной еще на более общем уровне - на уровне тысячелетних историй человечества. Поэтому так интересно находиться в индонезийских деревнях. Там живы традиционные декоративно-прикладные искусства и при этом строят современные дома в угоду туристам. Это объединение рождает удивительно удобные и красивые пространства.

Народный узор, резьба, плетение, дает столь приятное наполнение.

Вот некоторые детали в архразборе по этому дому: designcapital.ru/howto/144

Оксана Ватаву

Выбор тональности для оформления фасада зависит от вкусовых предпочтений заказчика. И тот, и другой вариант могут выглядеть равноценно интересно и стильно.

Вот, например, в этом проекте, разброс гаммы довольно большой, но все четыре варианта выглядят ярко и завершено, и абсолютно уместно.

Для выразительности здесь я добавила контрастный оконный декор и гнутые украшения на фронтонах.
Светлые оттенки смотрятся свежо, открыто и доброжелательно.
А здесь выделила эркер камнем с богатой фактурой.
Глубокий серый цвет может показаться мрачноватым, но мне кажется, очень хорошо подходит к архитектуре этого дома.

Но нужно помнить, что темный цвет будет сильнее нагреваться на солнце, а значит и температура внутри помещения тоже будет расти в жаркую погоду.

Также насыщенные цвета больше подвержены выцветанию.

Еще важный нюанс - оттенки, даже если в проекте, эскизе, визуализации вы в полном восторге от выбранного цвета, в реальности выбранный цвет оказаться немного другим, поэтому необходимо делать пробные выкрасы материалов.

Наталья Пузырькова

Интересный получился дом, на стыке стилей кантри и фахверка.

Из необычных деталей — цвет балок из термодревесины поверх фасада.

В традиционном варианте фахверка они обычно темные.

В этом проекте я выбрала белый цвет, он привносит легкости и хорошо освежает фасад.

С помощью декоративных балок и чередования двух цветов штукатурки в отделке второго этажа удалось замаскировать несимметричность окон на главном фронтоне, и полное их отсутствие на боковом фасаде. А использование диагональных фрагментов позволило объединить автомобильный навес с общим образом дома.

Татьяна Гончар

Недавно мы писали заметку о стеклянных кирпичах и стеклоблоках, о том как они переживают новый виток популярности, в том числе в использовании во внешней отделке.

Вот еще один впечатляющий пример их применения на фасаде.

Здание ресторана Artisans Ayutthaya в Бангкоке.

Здесь очень необычное сочетание дерева и стеклоблоков. Причем именно с нераспроданных остатков блоков, признанных неликвидом, начался этот проект.

В качестве “раствора” скрепляющего блоки выступает стальной каркас, который и закрыт снаружи деревом.

Это дает интересный эффект, когда цвет дерева отражается в стеклянных промежутках.

Сама технология оригинальна и кажется еще не имеет аналогов.

Ника Климанова

Яркий, колоритный фасад павильона Эквадора на выставке в Милане.

Как думаете чем он отделан? Солнечными панелями, металлическим или виниловым сайдингом?

А вот и нет. Это необычный способ отделки фасада анодированными алюминиевыми цепями от испанской компании Kriskadecor.

До недавнего времени использование таких цепей было доступно только для интерьера.

При реконструкции знаменитого дома Гауди Casa Batlló, тоже использовали алюминиевые цепи в дизайне интерьера.

Теперь создан вариант для фасада. Среди основных характеристик отсутствие электропроводности, негорючесть, устойчивость к ржавчине, кислотам и окислению.

Можно подстроить отделку к любому размеру и дизайну, воспроизводить изображения или узоры.

Фасад дома в Милане.

А еще это крутой инструмент для затенения. Смотрите как можно.

Непрозрачность от 40% до 60% при падении света под углом 90º.

Практические выпуски «Фасадных секретов»