Блог

Архитекторы о фасадах

Все записи По тегу
Мария Краснова

Что вообще такое майолика?

В широком смысле, этот термин употребляют ко всей глазурованной керамике. Если углубляться, то настоящая майолика должна быть покрыта глазурью дважды. Сначала первый, фоновый слой для рисунка, а затем прозрачная глазурь поверх и запекание при высокой температуре. Подразумевается что на плитке нанесен узор, но это может быть и полная заливка одним цветом.

Я часто использую мозаику из майолики на фасаде в проектах, над которыми работаю.

Майолика имеет неровную поверхность, благодаря чему бликует, отбрасывая свет в разные стороны, завораживая и притягивая к себе внимание. А значит ее здорово использовать в качестве акцентов на фасаде, для этого достаточно будет небольшого количества.

Какие зоны можно выделить на фасаде?

  • — входную группу
  • — оконные обрамления
  • — отдельные панно
  • — карнизный пояс
  • — лестничные подступенки
  • — вставки на колоннах

Майолика хорошо сочетается с матовыми материалами — деревом, штукатуркой, кирпичом.

Важно! Так как с такими материалами у нее большой контраст текстуры, цветовой контраст должен быть низким, хорошо если майолика объединяет в себе оттенки других материалов отделки фасада.

Также нужно помнить про пропорции. Больше не всегда значит лучше. Хороший пример — основная часть акцентом над входной группой и поддерживающие элементы над окнами. Или межэтажный пояс и панно венчающее главный фронтон.

Оксана Ватаву

Классический образ дома актуален во все времена, как бы современные дома с плоской кровлей не старались занять лидирующие места. Сегодня я разберу недавний проект в духе французского шато, над которым я работала, и расскажу о приемах, которые использовала в ходе дизайна фасада.

Первое, на что нужно обратить внимание, это симметричность, одна из главных характеристик классического наследия. Выразительный центральный ризалит с широкой лестницей главного входа, обрамленной балясинами, сразу задает торжественный тон.

Декора одновременно много, но он не режет глаз, благодаря тому что выполнен в единой пастельной гамме, контраст перехода максимально сглажен.

Под декором я подразумеваю не только обрамления окон или пилястры. Так, первый этаж полностью рустован, а над проемами расходятся лучи из рустовки с включением объемных элементов в качестве замковых камней.

На углах второго этажа угловые боссажи, в поддержку рустам первого этажа.

Поднимаемся выше — мансардным окнам я добавила обрамления полукруглыми тимпанами, уравновешивая большое кол-во углов, и изящные кронштейны на пилястрах.

Но так как все выполнено практически в одном цвете, чтобы фасад не казался скучным нужны разные фактуры материалов отделки.

Первый этаж, который больше виден и больше взаимодействует с человеком, c более дорогой отделкой натуральным камнем; второй — отделен поясом и оштукатурен, а ризалит над входным порталом отделан плиткой.

Алексей Ватáву

Дом, индийских архитекторов, который мне особенно понравился. Как хорошо удалось совместить современную архитектуру и приятные узоры! Два года назад я писал заметку о этно-тренде, который кажется намечается. Этот дом - подходящая иллюстрация.

Очень много народного очеловеченного дизайна было утрачено и променяно на унифицированный международный подход, когда любой узор или приятное излишество воспринимается как преступление перед идеей рациональности. И конечно такой подход исключал “старое”, “наивное” искусство как пережиток, а этнический дизайн как будто угрожал глобалистскому проекту.

Я за поиск баланса. Не нужно с водой выплескивать ребенка. Корбюзье молодец, но этому радикалу не хватает мягкости. Дом это не только машина для жизни, но и место эстетических переживаний. В доме должно быть приятно ребенку и старушке, а не только человеку в костюме. Дом должен напоминать нам, кто мы такие, откуда и куда идем.

Интересно находиться в добротных “исторических” зданиях. Когда из контекста десятилетий в которых построен мой советский рациональный дом, попадаешь в контекст столетий, это другой масштаб, другая перспектива.

Этнический стиль говорит со мной еще на более общем уровне - на уровне тысячелетних историй человечества. Поэтому так интересно находиться в индонезийских деревнях. Там живы традиционные декоративно-прикладные искусства и при этом строят современные дома в угоду туристам. Это объединение рождает удивительно удобные и красивые пространства.

Народный узор, резьба, плетение, дает столь приятное наполнение.

Вот некоторые детали в архразборе по этому дому: designcapital.ru/howto/144

Оксана Ватаву

Выбор тональности для оформления фасада зависит от вкусовых предпочтений заказчика. И тот, и другой вариант могут выглядеть равноценно интересно и стильно.

Вот, например, в этом проекте, разброс гаммы довольно большой, но все четыре варианта выглядят ярко и завершено, и абсолютно уместно.

Для выразительности здесь я добавила контрастный оконный декор и гнутые украшения на фронтонах.
Светлые оттенки смотрятся свежо, открыто и доброжелательно.
А здесь выделила эркер камнем с богатой фактурой.
Глубокий серый цвет может показаться мрачноватым, но мне кажется, очень хорошо подходит к архитектуре этого дома.

Но нужно помнить, что темный цвет будет сильнее нагреваться на солнце, а значит и температура внутри помещения тоже будет расти в жаркую погоду.

Также насыщенные цвета больше подвержены выцветанию.

Еще важный нюанс - оттенки, даже если в проекте, эскизе, визуализации вы в полном восторге от выбранного цвета, в реальности выбранный цвет оказаться немного другим, поэтому необходимо делать пробные выкрасы материалов.

Наталья Пузырькова

Интересный получился дом, на стыке стилей кантри и фахверка.

Из необычных деталей — цвет балок из термодревесины поверх фасада.

В традиционном варианте фахверка они обычно темные.

В этом проекте я выбрала белый цвет, он привносит легкости и хорошо освежает фасад.

С помощью декоративных балок и чередования двух цветов штукатурки в отделке второго этажа удалось замаскировать несимметричность окон на главном фронтоне, и полное их отсутствие на боковом фасаде. А использование диагональных фрагментов позволило объединить автомобильный навес с общим образом дома.

Татьяна Гончар

Недавно мы писали заметку о стеклянных кирпичах и стеклоблоках, о том как они переживают новый виток популярности, в том числе в использовании во внешней отделке.

Вот еще один впечатляющий пример их применения на фасаде.

Здание ресторана Artisans Ayutthaya в Бангкоке.

Здесь очень необычное сочетание дерева и стеклоблоков. Причем именно с нераспроданных остатков блоков, признанных неликвидом, начался этот проект.

В качестве “раствора” скрепляющего блоки выступает стальной каркас, который и закрыт снаружи деревом.

Это дает интересный эффект, когда цвет дерева отражается в стеклянных промежутках.

Сама технология оригинальна и кажется еще не имеет аналогов.

Ника Климанова

Яркий, колоритный фасад павильона Эквадора на выставке в Милане.

Как думаете чем он отделан? Солнечными панелями, металлическим или виниловым сайдингом?

А вот и нет. Это необычный способ отделки фасада анодированными алюминиевыми цепями от испанской компании Kriskadecor.

До недавнего времени использование таких цепей было доступно только для интерьера.

При реконструкции знаменитого дома Гауди Casa Batlló, тоже использовали алюминиевые цепи в дизайне интерьера.

Теперь создан вариант для фасада. Среди основных характеристик отсутствие электропроводности, негорючесть, устойчивость к ржавчине, кислотам и окислению.

Можно подстроить отделку к любому размеру и дизайну, воспроизводить изображения или узоры.

Фасад дома в Милане.

А еще это крутой инструмент для затенения. Смотрите как можно.

Непрозрачность от 40% до 60% при падении света под углом 90º.

Оксана Ватаву

Делюсь лайфхаком из недавнего проекта.

Предметом моего смущения была глухая боковая стена на втором этаже. Она слишком выбивалась и выглядела непропорциональной, так на ней появились фальшставни, имитирующие оконный проем. Это сделало фасад более гармоничным и связанным.

А чтобы сгладить впечатление от разноуровневых пристроек к дому, цокольный камень местами поднимается на стены.

Еще один из вариантов, пришедших мне в голову, стилизация под фахверк. Так дом выглядит более строгим и собранным, в том числе из-за более холодного серого цвета. Декоративные балки на фасаде перекликаются с деревянными ограждениями крыльца.

Даже не знаю, какой из вариантов мне больше нравится, а вот заказчик уже определился, ему больше по душе первый вариант.

Ника Климанова

В России появилось первое здание с фасадом из кортеновской стали.

Это бизнес-центр Ferrum в Санкт-Петербурге, на месте бывшего машиностроительного завода "Россия".

Что примечательного в этом материале? Это сложносоставный сплав, очень устойчивый к коррозии и чрезвычайно прочный, его еще называют «вечная» сталь.

Обладает бархатистой текстурой и характерным ржаво-красным налетом. Секрет в том что его плотная окисная плёнка (ржавчина) выступает в роли защитной оболочки, препятствуя дальнейшему проникновению воды к металлу. Стойкость к атмосферным явлениям особенно важна в петербургском климате.

Интересно, что патина появляется не сразу, а в процессе эксплуатации, и значит что на протяжении времени внешний вид меняется. Существуют даже специальные препараты для контролируемого создания оксидной пленки.

Чтобы придать простому прямоугольному объему офисного здания выразительности использован прием чередования плоских и выступающих модулей из стали, который создает иллюзию плетения вокруг стеклянной основы. И это похоже то ли на парящие нити "основы и утка" ткани, то ли на корзину из бересты.

БЦ Ferrum это только часть масштабной реконструкции промышленной территории, например, там уже есть здание посвященное театральным проектам художника А.Бенуа, известных по "Русским сезонам Дягелева".

Проекты разработало архитектурное бюро TCHOBAN VOSS Architekten.

Оксана Ватаву

Этому проекту уже несколько лет, но я периодически мысленно к нему возвращаюсь.

Что же цепляет в этом образе? Какие приемы позволили его сделать запоминающимся?

Мне кажется, что если бы все стены были бы равномерно покрыты только кирпичной кладкой, он нее бы рябило в глазах, а выступающая часть с гаражами, оттягивала внимание на себя.

Поэтому я решила выделить центральную часть дома более светлой штукатуркой, а чтобы она не смотрелась инородным пятном, выложить на ней мозаичное декоративное панно, для связки с пестрым кирпичом.

Обратите внимание на декоры, они находятся не по всему периметру окна, чтобы не перегрузить дом, а только сверху и снизу, чтобы подчеркнуть проемы.

Цвет рам - графитовый, в тон крыши; согласитесь, с белым пластиком было бы совсем не то.

Получился интересный пример сдержанной классики, но с изюминкой.

Практические выпуски «Фасадных секретов»