студия дизайна
загородных
домов
работаем удаленно по всему миру
Блог

Блог архитектурных наблюдений

Все записиРубрикатор
Алексей Ватáву

Какой стиль дома робко набирает силу чтобы развернутся в будущем? Интересен мега-тренд, захватывающий десятилетия, а не сезонные распродажи мебели.

Я уверен, что мы движемся к «большой этнике», стилю, указывающему на народное и, с учетом глобализации, на природное.

Большинство согласится, что этнический, это скорее низкий, простолюдинный стиль, деревенские дома. Тысячи лет архитектура отражала атрибуты власти. Даже «современные» стили рубежа веков превозносили власть технологий.

Но архитектура следует за обществом. Сегодня мы учим детей ценить друг друга, не как подданных своего короля и страны, не как приложение к лопате или компьютеру, но как граждан Земли. Становится стыдно иметь личный дворец, даже если ты богат, и не стыдно жить умеренно, помогать обездоленным.

Земляне заселят Марс, архитекторы переосмыслят прошлое, капнут дальше крестовых походов и переделов империй, чтобы достичь общих корней.

Вот примета новой моды — подмешивать образ средиземноморских мазанок к западным стилям. Ну и, конечно, расцвет эко-архитектуры которой не хватает, однако, человеческого колорита.

Алексей Ватáву

Очевидно, что самый популярный стройматериал наших клиентов — газоблок. На втором месте, с отрывом, поризованный керамоблок. Остальные капитальные материалы, скорее экзотика. Думаю, эта популярность сохраняется и за пределами нашего анализа, в средней и северной полосе России.

Для холодных регионов пока не придумали идеальный вариант стен, поэтому эти неидеальные материалы люди предпочитают весьма разумно.

Своим клиентам мы даем технические решения по отделке стен, оберегая от ошибок. Но читателей больше, чем клиентов. Поэтому хочу предупредить читателей: этим материалам не страшны осадки, как многие думают, враг этих материалов — влага внутри дома.

Самое большое непонимание застройщиков и рабочих заключается в том, что зимой влага изнутри теплого дома интенсивно выходит через пористые стены в холодную сухую окружающую среду. Газо- и керамо- блоки, это решето для пара.

Поэтому, люди!! Не запирайте отделочным или утеплительным слоем влагу в стенах! Это опасно как для отделки, так и для цельности всего дома. Пишу так, потому что видел слишком много домов глупо искалеченных неправильной отделкой.

Алексей Ватáву

Примечательно, что барокко не было шагом в сторону или вырожденческой архитектурой, как это может показаться. Оно было прямым развитием архитектурной мысли. И мысль эта не в том, чтобы добавить больше кучерявого декора.

Есть интересное культурологическое наблюдение про машину времени. Когда фантазия людей дошла до путешествий во времени при помощи механизма (это началось в конце 19 века), машину времени изображали в виде больших часов, паровых машин и даже велосипедов.

Появление новой идеи не означает появления новых средств ее достижения. Люди мыслят привычными категориями. Первые дорогие кареты украшли колонами и капителями, как дом, а первые автомобили по форме были точно как кареты. С барокко та же история.

Революционная идея заключалась в том, чтобы преодолеть плоскость, статичность и закрытость тогдашней архитектуры. Часть того, что исповедуем мы сейчас, придумали, во времена барокко. Только достигали нужного эффекта тогда на материале своего времени: декоры стали гротескными (глубина), портики откусанными (разомкнутость), башни повернутыми (динамика). Тяжелые здания взбунтовались и пришли в движение. Самостоятельные фасадные украшения ренесанса слились в ансамбль, «общее живое впечатление» в барочной архитектуре. Барочные мастера планировали даже сценарии знакомства со зданием, усложняя планировку.

Лимон на барочном натюрморте стал надрезанным и очищенным, готовым к празднику прямо сейчас, а не в идеальной вечности. В этом смысле барокко более человечен, и ближе современной архитектуре, чем его строгие предшественники.

Алексей Ватáву

Самая большая ошибка при строительстве дома — получить внутри пространство в виде отдельных коробочек с окном и дверью, точно такое как в квартире, только побольше. Жизнь в таких коробочках сама по себе скучна, безрадостна, и не отличается от производственно-городской.

В таких «емкостях» дизайнеры городят ниши из гипсокартона, навешивают «балки» и многоуровневые потоки, играют зеркалами, делают все чтобы сломать пространство заточения. Но декорирование и мебель не полностью решают проблему скучного, отгороженного прямоугольного пространства.

Простой прямоугольник, куб — наиболее искусственные, рукотворные формы, а человеку хочется природного окружения. Природа размыта, сложна, многогранна, изменчива, несовершенна.

Не нужно добиваться геометрической логичности, симметрии (если у вас нет аддикции). То, что смотрится красиво на плане, будет натирать душу. Достаточно вспомнить советские районы, построенные по геометрическому принципу. Я помню, как там уныло, несмотря на величие замыслов архитекторов. Лучше, когда домашняя архитектура, не доминирует, а растворяется.

Строя дом, стремитесь делать пространство интересным: связанные объемы помещений, много разных окон, зрительные мосты, углы, повороты, закутки, возвышения и понижения (помня об эргономике), второй свет, изломы, видимые крыши. Не бойтесь странностей и неправильностей — они станут родными, их полюбят дети и внуки.

Алексей Ватáву

Архитектор может работать со шкалой «напряженности». Так же как в хорошей скульптуре мы видим, напряжение одних мышц и расслабленность других, в дизайне есть инструменты передачи состояния. Например, классическая колона с утолщением книзу создает ощущение нагруженности конструкции, ее будто распирает от тяжести, мы чувствуем фундаментальность.

Хорошие строения, несмотря на фактическую статичность, обладают внятной визуальной энергией. Мы создаем дома, готовые к движению или наоборот укоренившиеся на местности. Декор коттеджа может быть мускулистым, подтянутым или избыточным.

Как и человек, здание борется с гравитацией. Равновесие может быть достигнуто как равномерным распределением сил, так и за счет напряжения отдельных частей «тела», которые несимметрично принимают нагрузку, давая другим частям свободу. Зритель хорошо понимает и ощущает степень этого напряжения. Так архитектура вызывает настоящее сопереживание.

Алексей Ватáву

Эта история началось давно. Сначала древние зодчие проектировали скульптурные композиции: богов, пальм, растений (орнаменты) — по сути были художниками, изображающими природу в камне. Затем греки начали строить каменные храмы, изображающие деревянные дома, обыденную работу плотников.

Если посмотреть на дорический орден, это утрированное изображение деревянной веранды с навесом: столбов (колонны), торцов балок-прогонов (триглифы), торцов стропил (мутулы) и даже шляпок гвоздей (гутты). Причем настоящие фрагменты и швы конструкции маскируются, а на них изображают другие.

Трудно создать новое. Уме цепляется за образцы. Сто лет назад Корбюзье советовал относиться к дому как к механизму, шаг революционный, но по-прежнему с отсылкой к иному. Кареты и первые автомобили создавали в виде барочных домов на колесах. Фасадный декор старательно изображает дома и материалы минувших столетий.

Страх быть собой, это родовая травма архитектуры.

Алексей Ватáву

В новых домах оконные рамы как фингалы под глазами – испортят любое лицо. К нам обращаются слишком поздно чтобы этого избежать.

Я вижу, как на сайтах «продают» только внутреннюю сторону окна, но для частного дома важна и наружная часть, которую всегда хорошо видно, ведь окна — это точки фокуса внимания. А снаружи все выглядит очень плохо. Нет ни классических рам, ни современных. Все какие-то невыразительные обмылки – кажется раму надули из детских шариков-сосисок. Про синюшно-белый цвет уже не буду, это, постепенно уходит в прошлое.

Не дайте себя обмануть. Выбирайте рамы красивые внутри и снаружи. Окно должно иметь снаружи сложные детализированные фаски, классические фигурные или остро очерченные, в зависимости от стиля. Если вы думаете о дизайне фасада, прежде всего подумайте о выразительности оконных рам.

Особый шик и красота для классического стиля по-прежнему двойные рамы с частой расстекловкой. Такие окна особо выразительны, обладают нужной глубиной. Сейчас можно найти современные стеклопакеты с двойными рамами и фальш-переплетами, выглядящими точно, как лучшие классические окна.

Алексей Ватáву

Интересно, что ни в одно другое время у просвещенного архитектора, не было кругозора, который доступен сегодня. Даже если у него под боком была библиотека Империи или Университет.

Мы знаем из биографий художников, какой творческих всплеск и переворот сознания давало посещение заграничной выставки или путешествие. После этого предстояло решать заниматься привычным или окунуться в новое увиденное.

Сейчас пласт того, что видели мы и наши клиенты огромен. Исторические и модные стили, материалы, подходы. Все все видели. Что нам со всем этим делать? Сочетать? Выбирать? Создавать новое?

В вашей почте продвинутый курс о дизайне фасадов. Бесплатно.