Знакомьтесь,
возможно ваш будущий архитектор
Москва: +7 495 646-16-35
Работаем по всему миру.
Бесплатно по России:
8 800 500-06-27

Северная архитектура Алвара Аалто

«Сделать архитектуру более человечной — означает улучшить архитектуру, сделать ее не просто более совершенной с технической точки зрения, но более функциональной»
Алвар Ааалто

Сегодня мы рассмотрим очень интересную тему — окна и их местоположение в частных домах. И сделаем это на примере частной архитектуры Финляндии. Климат и природные особенности этой страны во многом сопоставимы с отечественными, так что приемы северной архитектуры вполне применимы в России. Временной период, который мы затронем, начинается с 1920 года и продолжается сегодня. Почему? Потому, что именно в 20-х годах 20 века в эпоху модернизма в Европе в Финляндии возникает «стиль Ааалто».

Понятие «модернизм» возникло из-за того, что надо было как-то назвать множество разнообразных архитектурных течений, возникших в 1920 году. Мы с вами остановимся на двух из них: «функционализм» и «органическая архитектура». «Функционализм» возводил технику в ранг движущей архитектурной силы. Форма определяла функцию. «Органическая архитектура» ставила во главу угла человека и его потребности, старалась подчеркнуть его связь с природой. Два стиля, казалось бы, абсолютно противоположных, объединились в творчестве финского архитектора Алвара Аалто. Его работы неотделимы от окружающей среды и, при этом, удивительно функциональны.

Аалто считал, что все в здании должно быть сделано не случайно. Количество естественного освещения, падение солнечных лучей в комнаты, виды из комнат, проникновение природы в помещение и единство внешнего и внутреннего пространств — основополагающие характеристики его и современной финской частной архитектуры.

Дом Аалто

К примеру, для своего летнего домика архитектор выбрал фасады из кирпича (использовал более 50 видов). Оконные рамы, ставни и двери сделаны из древесины (со временем она должна была потемнеть и еще больше «слиться» со скалистой местностью вокруг). Глубина заложения фундамента в доме максимально уменьшена, так как зодчий много трудился над идеей бесфундаментых домов. Все вышеперечисленные методы были выработаны для максимального единения с природой. Как вы можете заметить, практически все материалы, использованные для отделки фасадов, экологические. А для того, чтобы фасады дома плавно перетекали во внутреннее пространство, те же отделочные материалы применяются и в интерьере. Но самое интересное — окна!

Окна — это прямой диалог с природой. Они сделаны так, что из них можно видеть определенные процессы , происходящие вокруг, но не всегда быть видимым самому.

Окно, выходящее на дорогу к дому. Тот, кто подходит к вашему дому, прекрасно видим для вас, но вы, при этом, остаетесь для него незаметным, из-за высоты и размера окна.

Окно на уровне двери, благодаря приподнятому уровню пола в интерьере, позволяет видеть лес на уровне глаз взрослого человека (с противоположной стороны от стены сделан специальный проем, открывающий вид на лес). При этом, из такого окна прекрасно видно все, происходящее во внутреннем дворе.

Дом Аалто Дом Аалто

Окно во двор сделано с несколько заниженным уровнем высоты для того, чтобы человеку было удобно сидеть около него или, как в данном случае, на подоконнике, и наблюдать за природой

Дом Аалто

Портал, полученный из-за специально оставленного пустого пространства между двумя кирпичными стенами, впускает природу в дом.

Дом Аалто

Дом Луи Карре

Дом для Луи Карре

Окно для наблюдения за ростом травы или мерцанием снега. Специально выполнено «в пол», позволяя видеть росу на траве утром и следы от лап собаки на снегу. При необходимости занавешивалось как с внутренней, так и с внешней стороны.

Окно до потолка на втором этаже дома. Дом, сам по себе, находится на холме. Подобное окно позволяет видеть небо и кромки деревьев. Декоративные ставни, при необходимости, убирались.

Окно-картина. Благодаря своей горизонтальной вытянутой форме, становилось природной картиной в интерьере.

Квадратное точечное окно. Также является природной картиной в интерьере, открывая вид на любимые дали хозяев дома. Как прием, может быть использован для создания вида на любимое дерево, клумбу, озеро владельцев.

Дом Аалто

Вид из окон второго этажа на вершины леса.
Присутствие природы в доме.

Северный стиль архитектуры Аалто продолжают современные архитекторы. А что же с окнами?

Рассмотрим архитектурное решение финской фирмы Huttunen-Lipasti-Pakkanen Architects.

Фасады и интерьер здания здесь единое целое. Экстерьер продолжается во внутреннем пространстве, посредством применения древесины в отделке и панорамных окон «в пол». Пейзаж становится одной из стен в пространстве гостиной.

Дом Аалто Дом Аалто

Ленточное окно на фасаде, выходящем на задний двор, и прозрачный прямоугольник двери формируют «природные картины» в интерьере, обрамленные рамами. Расстояние до них от обеденного стола рассчитано таким образом, что виден пейзаж. При этом, окна создают впечатление приватности и интимности внутреннего пространства. Со стороны фасада видеть хозяев дома и их гостей невозможно из-за уровней, на которых расположены окна.

Дом Аалто

Следующая финская вилла выполнена архитекторами Avanto Architects. Природа здесь становится в буквальном смысле строительным материалом и формирует стены дома, при помощи окон от пола до потолка. Эта вилла также интересна принципом виллы Ротонда, Палладио. Окна в этом проекте, как и в знаменитой вилле Палладио, выходят на каждую из сторон света.

Вилла Avanto Architects Вилла Avanto Architects

Как вы можете заметить, окна — важнейший элемент северной архитектуры сегодня. Они бывают разной формы и размера, но неизменно служат объединению природы и архитектуры. Даже в суровом северном климате, они актуальны и комфортны. Самое главное — это не бояться экспериментировать и тогда стеклянные фасады сделают дом не аквариумом, а удобным пространством, где природа, человек и функциональность сосуществуют.

Мы делаем фасады и рассказываем о них.