преображение
вашего
дома
Знакомьтесь,
возможно ваш будущий архитектор
Москва: +7 495 646-16-35
Работаем по всему миру.
Бесплатно по России:
8 800 500-06-27

Развитие фасада в сакральном смысле

А сам собой я быть не мог.
Я царь – я раб – я червь – я бог!
(Г. Державин)

В животном мире «фасадное строительство» тоже есть, но эти фасады чаще всего есть всего лишь брачное украшение или «маска», позволяющая ввести в заблуждение врага. Возможно, в этом тоже есть эволюционный потенциал, но происходит это всё-таки помимо сознания существа, и, пожалуй, тоже есть проявление природное, не личностно-творческое.

В постройках, сопровождающих жизнь человека, колонна была бы излишеством (не надо путать со столбом, стелой или опорой). Но когда ему потребовалось запечатлеть своё представление о мире и своем месте в нем, только колонна стала отражением сопричастности человека многоплановости бытия. Капитель, конечно же, есть символ участия горнего мира в жизни человека. Прошло очень мало времени, и человек смог себя осмыслить не просто сыном земли (даже и технически вооруженным), его самосознание стало достигать неба. Уже Аменхотеп III еще в 18-м веке до н.э. размышляя над божественной мощью земного владыки, видел и себя таким же преобразователем: на одной из скульптур в его украшении присутствует голова овна, атрибут бога Амона. Фараоны начинают видеть и себя в сакральном пространстве мира, центром власти, наконец – представителем бога на Земле, а далее и самим демиургом.

Пришло ли архитектурное знание «от человеков», или из других сфер бытия? Упоминание о прямом конструкторском и архитектурном участии Бога в жизни человека можно встретить в Библии, и они касаются предметов и построек такого рода, какого в опыте людей ещё не было. До Ноя никому на Земле ещё не приходилось строить корабли такой величины, чтобы они могли вмещать тысячи существ, и провиант, и различные припасы для новой эпохи жизни. При строительстве Скинии для ковчега Завета Моисею даётся детальнейшее описание того, что должно быть сделано, прямо указывается, чтобы он поставил «скинию по образцу, который показан тебе на горе». И третий раз, когда пришло время строить основательный храм в Иерусалиме, это оказалась задача также не по плечам кочевому пастушескому племени, жившему в шатрах. У них не было ни собственного опыта подобного строительства, ни своих архитекторов, ни конструкторов, строителей, ни мастеров обработчиков древесины и камня.

От столба к колонне

Cо слов царя Давида «Все сие в письмени от Господа… как Он вразумил меня на все дела постройки…» Здесь же впервые в книге появляются описание колонн, поставленных у входа в храм:

Реконструкция первого Иерусалимского Храма,
около Х века до н.э.

14  И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама… 15  и сделал он два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал окружность того и другого столба;
16  и два венца, вылитых из меди, он сделал, чтобы положить на верху столбов: пять локтей вышины в одном венце и пять локтей вышины в другом венце;
19  А в притворе венцы на верху столбов сделаны на подобие лилии, в четыре локтя,
20  и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок.
21  И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне… и поставил столб на левой стороне…
22  И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии…

(3-я Книга Царств, гл. 7)

Для народов, которые смогли оценить и применить колонну началась совершенно другая эпоха жизни, они получили «волшебную палочку», преображавшую пространство и само общество людей. Человечество стало в материале воплощать архетипы небесной гармонии и стремиться в своих мыслях, поступках, общественных законах стремиться к этим образцам. У остальных культура и общественные отношения осталась на примитивном уровне.

Храм в Карнаке, Египет
1600-1500 гг. до н.э.

Фасады с колонами или иные, особым образом составленные, демонстрируют уже «внеприродное» состояние человека, его особое место в мире, преодоление «тяги земной». Он не просто удобно и красиво устраивает жилище или даже общественное здание (как напр., в Мохенджо-Даро), но особым образом проявляет свою волю, начинает ощущать в себе прометеев огонь.

Само жилище приобретает сакральное значение, в нём начинают отражаться и элементы храмовых построек, а с развитием христианства, с усвоения понятия семьи как малой церкви, всё пространство дома стремиться к прообразу храма, с особыми элементами постройки, соотношения частей, элементов обстановки, отношения к отдельным предметам (напр., стол – «длань Бога»).

храм Эрехтея в Афинах, Греция
421—406 год до н. э.

Новое отношение к жилищу отражается и в устройстве фасадов. В культурах средиземноморья, из-за мягкого климата и большого количества легкого в обработке камня, колонны становятся повсеместным элементом строительных конструкций. Римские городские строения и сельские дома строятся по лучшим эллинистическим образцам, причем главному фасаду придается ещё большее великолепие, удачно соединяются элементы новоразработанной сводчатой конструкции с коллонадой и богатым фронтоном, применяются этрусские арки. Создаются новые элементы городской архитектуры состоящие только из фасадов – это триумфальные арки.

Триумфальная арка Константина в Риме
построена в 315 году

Новые дома и храмы становятся образцами в строительстве, их влияние прослеживается и в архитектуре многих народов и эпох. Изысканными архитектурными формами, гармоничными фасадами разных эпох и архитектурных стилей многое говорится о самих хозяевах построек, о их причастности к лучшим образцами человеческих творений, о продолжении традиций и стремлении к совершенству в своей области. Архитектура способствует философии, музыке, юрисдикции, социальной мысли. Фасады с колоннадами, с арочными элементами и треугольными фронтонами становятся классикой строительства, молчаливым свидетельством стремления к божественному совершенству.


М.Потырниче «Acas? amintiri»

В русском усадебном зодчестве все классические элементы фасадного строительства применялись с большой любовью; в любом уголке Империи можно было встретить барские усадьбы с летними террасками наподобие греческих портиков, с красивыми лепными фронтонами или, на крайний случай, с «литературным» мезонинчиком, с парадным колонным входом, в глубине сада белела крышей увитая плющом беседка. Путешествуя по югу страны, в какой-то неведомой глуши и сейчас еще можно встретить дома свидетельствующие о пронизывающем единстве взглядов на вселенную и бытие и на своё место в них людей, разорванных политическими границами, языковыми барьерами, коллизиями истории.

На современное фасадное проектирование особенно повлияли достижения в науке сопротивления материалов, новые открытия в материаловедении, космические устремления человечества, философия потребления, милитаристские ценности, клановость, стратегическое демонстрирование силы и многое другое в разных уголках планеты. Но приходится соглашаться с тем, что архитектурный (т.е. художественный) фасад всегда есть представление будущего совершенного состояния владельца (или владельцев) отдельно взятого дома, и именно поэтому мы нередко сталкиваемся с необходимостью изменения конструкции или дизайна фасадов, так как цели и ценности в нынешнею суетливую эпоху часто меняются.

Мы проектируем фасады и рассказываем о них.