Ковка. Подбираем стиль

Задумываясь об отделке своего загородного дома, наши заказчики часто просят посоветовать им, в каком ключе решить кованые элементы декора. Для ковки практически нет стилевых преград, выбор рисунка для решетки или ограды определяется лишь целесообразностью и вкусом хозяина. Стиль их зависит от общего замысла загородной резиденции, а значит, иметь представление о характерных чертах художественных стилей будет весьма полезным.

Классификация стилей ковки

Романский

Для романского (от лат. romanus — римский) стиля, по сути своей глубоко средневекового, характерны основательность и массивность. «Мой дом — моя крепость» — это именно о романских постройках. Так что и кованые изделия несли на себе печать «оборонительной» миссии: ворота и решетки были массивны, составлены из поставленных под углом или вертикально прутьев квадратного сечения. Промежутки между прутьями заполнялись симметричными спиралями, и такими украшениями аккуратно заполнялась вся поверхность решетки.

Характерный узор состоит из завитков: они вырастают из одного толстого корня, перехваченного хомутом; развитие и соединение завитков строго симметрично и периодично; крупные завитки или плотно расположены, или имеют в центре сделанный из маленьких завитков цветок.

Романский стиль в ковке

Характерные черты

  • монументальность
  • полукруглые арки
  • типичный элемент — волюта
  • узор плотный, симметричный, повторяющийся

Готический

Пришедший на смену готический стиль был принципиально новым явлением в культуре. Готика породила острые шипы и навершия, просечки (соединение двух прутов, при котором один проходит через другой), узкие просветы между прутьями, а вот завиток (волюта), как не созвучный новой эстетике, практически исчез. Прутки оград обычно завершаются стрелами.

Детали готической ковки
Готическая ковка в Вильнюсе, Литва.

Готическая решетка в Вильнюсе В основе кованого готического ордера — части окружности, само формообразование очень геометрично. Но интерьерные решетки часто украшены изящным золоченым растительным орнаментом. Среди излюбленных мотивов — прорезные трилистники, лилии и розетки, стилизованные листья аканта, крестоцветы (четырехлистный клевер), вплетенные в ажурные геометрические орнаменты.

Для ковки становится характерно использование прутка сложного профиля. Пересечение отдельных прутков оформляется либо просечкой, либо холодной клепкой (в случае плоских прутков). Для украшения используется листовая заготовка, из которой можно было сделать завитки, листья или характерные трехлистники.

Характерные черты

  • общая устремленность вверх: узкие просветы, острые навершия, пики
  • стрельчатые арки
  • использование сложного профильного прутка
  • строгая геометричность ордера
  • типичные элементы — шипы, стрелки, трилистники, крестоцветы, розетки

Ренессанс

Ренессанс вдохнул в искусство новые силы и идеи, а появление круглого прутка буквально развязало руки кузнецам. Из него формировались роскошные спирали, разветвления, превращавшиеся на концах в листья и цветы, которые выполнялись ковкой в горячем состоянии без клепки. Там, где изгибающиеся прутки пересекались, выполнялись просечки (прошивки), в которые прутья продевались — так родились характерные «восьмерки». Результатом стало возникновение прочной, но легкой решетки.

Исходным материалом для решеток служили привычные четырехгранные прутки, а также круглые и тонкие плоские прутья, железные полосы. Излюбленными их украшениями стали волюта, спираль, плетенка и саблеобразные листья. Декор же решеток все больше усложнялся: их теперь дополняли штампованным или литыми бюстами, фигурами и цветами.

Cтиль Ренесанс в ковке

Характерные черты

  • гармоническая ясность композиции
  • соразмерность частей
  • воскрешение греческих мотивов
  • типичные элементы — «восьмерки», спирали, волюты, плетенки
  • использование круглого прутка
  • включение в декор литых элементов — картушей, фигур, бюстов, вензелей

Барокко

Самый узнаваемый ренессансный стиль получил название барокко (с итал. — «вычурный, странный»). Главное его отличие — несоблюдение правил ренессансной гармонии: гораздо более значимым кажется художнику эмоциональное воздействие на зрителя. Барокко изобилует множеством декоративных листьев, розеток, для него характерны сложные формы и замысловатые узоры. Украшениями служат те же спирали, волюты, плетенки и саблевидные листья, но превратившиеся в великолепные запутанные заросли. Узнаваемым атрибутом стиля становятся натуралистические цветы, побеги и листья аканта, картуши, пальметты, свитые в праздничные гирлянды, пышные завитки, вазы, маски, драконы. Доминирующим элементом вновь становится завиток, а с ней и спирали, переходящие в С-образную форму. Славу барокко составили петербургские решетки и ограды, созданные по эскизам Дж. Растрелли.

Детали барочной ковки
Ограждение Эрмитажа и перила у церкви иконы «Всех Скорбящих Радосте» в Петербурге

Характерные черты

  • пышность и декоративность
  • беспокойный ритм изогнутых линий
  • изящество, ажурность отделки
  • повышенная динамичность форм
  • изобилие деталей
  • характерные элементы — завиток, акантовый лист, спирали, замысловатые узоры

Рококо

Стиль рококо, легкомысленный наследник барокко, во главу угла поставивший декоративность. Строгие линии распадаются, решетки облегчаются, в ковке применяются тонкие прутья и листья, придавая элегантную игривость формам. Рисунки орнаментов становятся асимметричными и дробными, произвольно расположенные S- и С-образные завитки, букеты, фестоны и гирлянды заполняют все свободное пространство. Рокайльский орнамент отличается филигранностью исполнения, а безостановочное движение побегов, пышные гирлянды из листьев и цветов придают плоскости объем.

Детали ковки рококо
Решетки на окнах в Ротенбурге-на-Таубере, Германия

Характерные черты

  • декоративность
  • легкость, игривость форм
  • изящество ажурных рисунков
  • асимметричность и дробность орнамента
  • разрушение плоскостности решеток

Классицизм

Кованный зон на ул. Никольская в Москве Классицизм (от лат. classicus — образцовый) приходит на смену барокко в середине 18 века, и хотя по инерции еще сохраняет декоративность и пластичность, характерные для барокко, имеет совершенно иной дух. Строгость и лаконизм выразительных средств он заимствует в античных источниках, и в кованых решетках отныне преобладает разменный ритм четких членений. В декор возвращаются копьевидные навершия прутьев, графичность контурной линии и общая гармоничная целостность с архитектурой (вспомните ограду Казанского собора в Петербурге). Узнаваемые элементы стиля — меандры (орнамент с рисунком в виде ломаных под прямым углом прямых линий), прямоугольники и окружности с вписанными в них орнаментальными розетками. Кованые изделия часто и изящно дополняются литыми элементами.

Кованный фасад. Классицизм
Фасад с элементами ковки и металла в Севилье, Испания

Характерные черты

  • простота и сдержанность
  • уравновешенная композиция
  • повторяющиеся симметричные рисунки
  • типичные узоры — меандры, виноградная лоза, цветы разных видов, плавно изогнутые листья, копья, венки, рельефы, розетки
  • акцент на скульптурность форм
  • как правило, строго выдержанная вертикальная архитектоника оград и решеток

Ампир

Кованые изделия ампира отличаются прежде всего использованием прямых гладких прутьев и преобладанием геометрических элементов в орнаменте. Излюбленные мотивы кованого ампира — плавные прямые линии, окружности и меандр в сочетании с классическим акантовым листом и растительным орнаментом. Волюты (завитки) приобретают эллиптическую (вытянутую) форму; часто можно увидеть парные волюты, которые тянутся параллельно друг другу, а на концах сварены и скручены в простую улитку. В центре завитка может быть расположен цветочный фестон из акантовых чашечек. Одни и те же мотивы повторяются вдоль каждого из поясов изделия, особенно характерно для ампира чередование растительных элементов с меандрами или другими геометрическими узорами.

Пример ковки в стиле ампир
Ампирная ковка в Севилье, Испания

Характерные черты

  • строгость и простота форм в сочетании с нарядностью
  • типичные элементы — копьевидные завершения, аллегорические образы и римские орнаменты, венки славы, маскароны
  • характерно сочетание меандров с растительными мотивами
  • вытянутая форма волюты

Модерн (ар-нуво, сецессион, югенд)

В начале ХХ века в декоре кованых (и не только) изделий исчезают четкость и лаконизм, он становится все более причудливым и усложненным. Так рождается модерн. Для него характерны пластичные, лишенные углов очертания с явной склонностью к асимметрии. В рисунках преобладают природные растительные мотивы, особо почитаются экзотические цветы — ирисы, орхидеи. Так, «визитной карточкой» стиля ар-нуво в Европе стала линия, названная «ударом бича» — петлеобразно изогнутый стебель цикламена.

Ограждения в стиле ар-нуво

В кованых изделиях линии и завитки свободно перетекают друг в друга, орнамент с множеством изгибов, пересечений (зачастую с изменением сечения профиля) почти не повторяется по всей длине изделия и оставляет впечатление завораживающей легкости.

Ковка в стиле ар-нуво

Характерные черты

  • «биоподобные» формы
  • выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров
  • концепция «перетекающего» пространства
  • повышенная декоративность
  • пластичность форм, отсутствие прямых линий
  • восточные мотивы в сочетании с причудливыми растительными орнаментами

Ар-деко

Ар-деко Ар-деко — «геометрический» вариант модерна, противостоящий его «растительному» направлению. Для ар-деко характерны скругленные углы, строгие вертикальные линии, линейный же геометричный декор из зигзагов, кругов, треугольников, солнц. Часто встречается объединение мотивов Древнего Востока и Египта, греческой классики, цветочных и животных форм с абстрактными фигурами, наложенных на экспрессию изломанных линий. Женственное и округлое принесено в жертву маскулинному и графичному. Стиль стал очень популярен (особенно в Америке) как символ новой роскоши и до сих пор считается стилем звезд.

Ковка в стиле ар-деко

Характерные черты

  • футуристичность и эклектичность
  • простота и геометричность форм
  • типичные элементы — экспрессивные линии, декор из зигзагов, кругов, треугольников
  • эстетика целесообразности и строгих утилитарных форм
  • сочетание разных технологий обработки металла и разных материалов