Что такое красивая архитектура
Каноны
Культура каждого народа диктовала ему свое видение архитектуры. С ранних времен мы наделяли сооружения сакральным смыслом. Европейская архитектура брала свое начало в Византии и Риме. Красиво, означило быть выполненным в соответствии с традицией, ордером. На протяжении многих веков почти ничего не менялось. Одной хорошей книги об архитектуре хватало на 200-300 лет. Вопросы о красоте сводились к вопросу о соответствии канонам.
Мало кто из архитекторов классицистов стремился к оригинальности. Среди них царило почти полное единодушие о том, как должен быть устроены все элементы фасада и внутренняя планировка здания.
Дизайн небольших жилищ простых людей был обусловлен рядом причин. Строительные материалы и климат ограничивали способы возведения стен, крыш и украшения фасада. Доставка материалов из других регионов была крайне дорогой затеей. Приходилось использовать то, что было под рукой.
Кроме того, тогда не было доступных книг с картинками. Люди не так часто путешествовали сами, чтобы увидеть непривычную для себя архитектуру. Вот почему во многих ранних североевропейских книгах сооружение в котором родился Христос изображается как скандинавское шале.
Сбитые ориентиры
Дальше появились книги, дороги и ученые путешественники. После множества экспедиций письменные архитектурные руководства заморских стран собирались под одной крышей. Известно, что в Россию не раз приглашались иностранные зодчие. Предлагалось строить в итальянской, французской или скажем индийской манере. Эксперименты и эклектика размыли понятие нормы и канона. Что теперь считалось красивым и правильным? Ведь построить можно было что угодно.
Мнение инженеров
И тут на сцену вышли представители новой профессии — инженеры. Пришла промышленная революция. Городу нужны были ангары, вокзалы, мосты, заводы. Все это стало возможно построить благодаря стали и бетону. Новая эстетика провозгласила — красиво то, что функционально. Мост элегантен, если нас поражает легкость, с которой тонкая и невесомая на вид конструкция может поддерживать огромное количество автомобилей.
Однако вскоре манифест функциональности стал обнаруживать свою излишнюю категоричность, переходящую в запрет на обсуждение красоты архитектуры. Инженеры захватили власть. Здание считалось удачным если каждый его элемент выполнял функциональную роль, и неудачным если оно было украшено узором.
Что еще более важно, архитекторы модернисты остались такими же романтиками как и их предшественники. Создаваемая ими архитектура также пыталась не только укрыть человека от солнца или дождя, но вызвать определенное настроение. Это были декорации к пропагандируемой идеальной жизни будущего.
Эстетический образ модернизма был так важен для архитекторов, что они не раз предавали даже свои собственные идеалы практичности. Вилла Савой была дорогой строительной прихотью и строилась вручную. Стены и крыша должны были создавать особенные чувства превосходства и непохожести, точно так же, как инкрустированные драгоценными камнями нефы католической церкви времен Контрреформации. По меркам модернизма плоская крыша была таким же обманом, как и постройки в стиле классицизма.
Переписка между хозяйкой модернистской
виллы и архитектором
1936 год
Ле Корбюзье
1937 год
Если архитекторов модернистов так волновала красота, почему же они постоянно говорили о научном подходе? Из страха оказаться под таким же подозрением в претенциозности, как и их коллеги классики. Отказ от универсального принципа красоты создал условия всеобщей критики стилей. «Наука» помогала убеждать сомневающихся.
Как же определить красивый фасад
И все-таки решить для себя вопрос о красоте можно. Для этого нужно вспомнить, что архитектура всегда говорит с нами. Она говорит с каждым человеком отдельно, о тоске по прошлому или о устремлении в будущее, о гостеприимстве или угрозе, о открытости или высокомерии, о демократии или аристократии.
Любой предмет производит на нас определенное впечатление. Когда мы называем здание красивым, скорее всего, нам нравится тот образ жизни, которое оно предлагает.
Возникающее у нас ощущение красоты говорит нам о том, что мы встретили материальное выражение своих представлений о хорошей жизни. Вот почему суждения о красоте архитектуры переходят в более общие споры о людях, идеях и политических программах.
Для каждого человека суждение о красоте архитектуры это решение вопроса о том, что такое хорошо и что такое плохо. Говорящие здания помогают нам задуматься о ценностях, а не просто о том, каким бы мы хотели видеть окружающие нас предметы.