— Какой философии вы придерживаетесь при создании фасадов? Как бы вы описали уникальный подход студии Дизайн Капитал?
В нашей студии мы придерживаемся философии, которую я называю «осознанной контекстуальностью». Это означает, что фасад должен не только отражать внутреннюю сущность дома и характер его владельцев, но и вести диалог с окружающим пространством.
Луис Кан однажды сказал: «Архитектура — это продуманное создание пространств». Я бы добавил: «А фасад — это интерфейс между этими пространствами». Он одновременно защищает приватность и открывает дом миру, создает первое впечатление и формирует последнее воспоминание.
Наш подход уникален тем, что мы отказались от типового проектирования в пользу глубокого индивидуального анализа каждого объекта. Многие архитекторы стремятся создать «подпись» — узнаваемый стиль во всех своих работах. Мы же, наоборот, стараемся, чтобы наша «подпись» была невидимой. Успешный фасад не должен кричать об авторстве дизайнера — он должен рассказывать историю дома и его обитателей.
Еще одна важная часть нашей философии — техническая честность. Форма всегда следует за функцией и технологией. Мы не маскируем конструктивные решения, а делаем их частью эстетики.
— Как рождаются идеи для новых проектов?
Наш творческий процесс начинается задолго до встречи с клиентом. Мы стараемся предварительно изучить местность, историю района, архитектурный контекст. Это как археологическая разведка — важно понять, на какой «культурный слой» мы будем накладывать новый проект. Потому что архитекторы не могут позволить себе руководствоваться вкусом, они должны руководствоваться смыслом.
Мы стараемся больше слушать, чем говорить. Есть такой интересный феномен — клиенты часто не могут точно сформулировать, чего хотят, но безошибочно определяют, чего не хотят. Поэтому я часто использую визуальные противопоставления — показываю пары контрастных образов, чтобы точнее определить вкусовые предпочтения.
После этого наступает самый таинственный этап — инкубация идеи. Фрэнк Ллойд Райт говорил, что никогда не рисует до тех пор, пока проект полностью не сформируется в его голове. У меня похожий процесс — я позволяю идее созреть, прежде чем переносить ее на бумагу.
Мы, конечно, создаем цифровую модель дома — это наш фундамент для дальнейшей работы. Но интересно, что мы до сих пор делаем эскизы от руки, в том числе в цвете, чтобы не ограничивать творчество.
В процессе детализации проекта мы часто используем принцип трех итераций. Первая версия — самая смелая и экспериментальная, вторая — более сбалансированная, третья — компромиссная. Удивительно, но чаще всего клиенты выбирают именно первую, наиболее радикальную версию, хотя изначально казалось, что они консервативны в своих вкусах.
Но также наша студия известна своим подходом «работаем до конца». У нас нет заранее установленного ограничения в количестве вариантов.
— Какой проект стал для вас особенно значимым и почему? Возможно, был случай, когда пришлось полностью изменить концепцию в процессе работы?
Один из необычных запомнившихся мне проектов связан с домом на Волге, который мы реконструировали для семьи с тремя поколениями. Изначально это был «современный» проект из 90-х — бетонный двухэтажный параллелепипед без характера, с плоской крышей. Задача казалась почти невыполнимой: превратить его в выразительную конструкцию, напоминающую дом.
Переломный момент наступил, когда мы узнали, что в семье коллекционируют старинные морские карты. Это стало ключом к концепции — мы представили дом как корабль, совершающий путешествие во времени.
Крышу сделали эксплуатируемой — оттуда можно было видеть огромное русло реки. Установили там белоснежный летний навес в виде рубки со штурвалом, канатные ограждения по периметру. Пристроили входную группу с круглыми иллюминаторами и якорем. Укрыли фасад крупным планкеном. На заднем дворе устроили лестницу-трап на второй этаж, идущую вдоль фасада.
Владелец дома принял эту игру, и мы нашли золотую середину между избыточностью и минимализмом. Ошибки — это возможности. Мы превратили архитектурную неудачу в дизайнерское решение.
— Как вы учитываете окружающий ландшафт и существующую застройку при проектировании фасадов? Насколько важен для вас контекст?
Контекст для нас — это не просто окружающий ландшафт или соседние постройки, а многослойная система взаимосвязей: природных, исторических, культурных, психологических.
Я однажды услышал удивительную мысль от японского архитектора Тадао Андо: «Архитектура существует не для того, чтобы просто защитить нас от стихий, но чтобы связать нас с ними». Это глубоко резонирует с нашим подходом.
Для каждого проекта мы создаем «контекстуальную карту» — документируем не только физические элементы окружения, но и более тонкие аспекты: как меняется освещение в течение дня, откуда чаще всего дует ветер, какие звуки преобладают в этом месте.
Есть интересный архитектурный парадокс: самые контекстуальные здания часто выглядят наиболее оригинальными. Они настолько чутко реагируют на уникальные особенности места, что не могут быть похожи на типовые решения.
В одном из наших проектов в Подмосковье участок находился рядом с вековым дубом, который создавал сильную тень. Вместо того чтобы бороться с этим «недостатком», мы спроектировали фасад, который работает с тенью как с материалом — рельефные элементы по-разному выглядят в зависимости от положения солнца и создаваемых дубом теневых узоров. Это стало не просто интеграцией в ландшафт, а настоящим диалогом с живым существом, которое было здесь задолго до появления дома.
— Какие тренды в дизайне фасадов вы наблюдаете сейчас в России и мире? Что, по вашему мнению, будет актуально в ближайшие годы?
Сейчас в России и мире мы наблюдаем интересное противостояние двух мощных трендов. С одной стороны — возвращение к региональной идентичности, поиск локальных корней. С другой — развитие глобального технологического минимализма. И самое интересное происходит на стыке этих направлений.
В России я бы выделил растущий интерес к осмысленной интерпретации исторических стилей. Если раньше мы видели прямое копирование «английских», «французских», «итальянских» мотивов, то сейчас заказчики ищут более тонкое взаимодействие с историческими формами, их современное прочтение.
На технологическом уровне наблюдается настоящий прорыв в области адаптивных фасадов — конструкций, которые могут менять свои свойства в зависимости от внешних условий. Это не просто жалюзи или навесы, а целостные системы, реагирующие на изменения климата.
Ещё древние римляне создавали фасады, которые улучшали микроклимат, — их атриумы с имплювиумами собирали дождевую воду и охлаждали воздух. Мы возвращаемся к этой мудрости на новом технологическом уровне.
В ближайшие годы, я думаю, мы увидим еще большее внимание к социальному аспекту фасадов — как экстерьер здания влияет на самочувствие не только жильцов, но и соседей, прохожих. «Мы формируем города, а затем города формируют нас». Это особенно верно для фасадов — они создают ту самую среду, которая затем влияет на людей.
Что касается эстетики, я вижу тенденцию к «новой теплоте» — смягчению минималистических решений через текстуры, натуральные материалы, более сложные цветовые решения. После периода визуальной строгости люди снова тянутся к тактильности и чувственности в архитектуре. Думаю, это часть более широкого процесса поиска баланса между технологическим прогрессом и человеческими потребностями в комфорте и идентичности.
— Как вы находите общий язык с клиентами, особенно когда их видение отличается от профессионального? Как происходит процесс согласования?
Нахождение общего языка с клиентами — это искусство, почти сравнимое с самим проектированием. Архитектура начинается там, где встречаются два кирпича... и клиент с архитектором. Этот контакт определяет успех всего проекта.
Наш подход в «Дизайн Капитал» построен на методе «визуального диалога». Вместо того чтобы вести абстрактные разговоры о стилях и концепциях, мы работаем с визуальными референсами. В начале проекта мы просим клиентов собрать коллекцию изображений домов, которые им нравятся или не нравятся, без объяснения причин (у нас для этого есть база фасадов). Анализируя эти подборки, можно увидеть закономерности, которые сам заказчик может не осознавать.
Часто клиенты приходят с готовым решением, но на самом деле они ищут не столько конкретную форму, сколько определенное чувство, которое, как им кажется, эта форма даст. Наша задача — расшифровать это чувство и найти для него наиболее подходящее архитектурное выражение.
Когда возникают расхождения во взглядах, я использую принцип «трех альтернатив»: предлагаю решение, которое хочет клиент, решение, которое считаю оптимальным я, и третий вариант — неожиданный, выходящий за рамки дискуссии. Удивительно, но часто именно этот третий вариант становится точкой примирения.
— С какими сложностями чаще всего сталкивается архитектор при проектировании фасадов в российских условиях?
В России архитектор фасадов сталкивается с уникальным набором вызовов: климат, технологии, культурный контекст и нормативная база.
Климатический вызов, пожалуй, самый очевидный. Мало где в мире фасадные решения должны выдерживать такую амплитуду температур — от -40°C до +40°C. Это требует особого подхода к выбору материалов и конструктивных решений.
Технологический вызов связан с доступностью материалов и квалификацией исполнителей. Многие технологические решения, которые в мире используются десятилетиями, у нас только внедряются, причем часто с локальными модификациями. Это заставляет нас быть одновременно новаторами и адаптерами.
Культурный контекст создает особую дилемму: с одной стороны, сильно влияние интернациональных трендов, с другой — потребность в самоидентификации. Найти чувство соответствия в постоянно меняющемся культурном ландшафте — сложнейшая задача.
И наконец, нормативная база — она становится всё более сложной и иногда противоречивой. Это наследие мощной советской нормативной базы, которая часто входит в конфликт с новыми международными технологиями. Архитектор фасадов сегодня должен быть отчасти юристом, чтобы передвигаться в пространстве требований и ограничений.
— Как создать фасад, который не будет выглядеть устаревшим через 10-15 лет? Какие принципы помогают достичь вневременной эстетики?
Создание фасада, который не устаревает — это почти алхимия. Нужно найти баланс между вневременностью и актуальностью, между классикой и современностью.
Первое правило долговечного дизайна — избегать модных штампов и трендовых решений. Они привлекательны сегодня, но быстро становятся маркерами определенной эпохи. Вместо этого мы ищем то, что я называю «архетипическими формами» — элементы, которые резонируют с глубинными человеческими представлениями о доме, укрытии, красоте.
Второй принцип — продуманные пропорции. Золотое сечение и другие классические соотношения работают уже тысячелетия и вряд ли выйдут из моды в ближайшее время. Интересно, что наш мозг настроен на восприятие определенных пропорций как гармоничных, это зафиксировано на нейробиологическом уровне.
Третий аспект — качество материалов и то, как они стареют. Есть материалы, которые с годами деградируют, а есть те, что приобретают патину времени и становятся только интереснее. Мы выбираем материалы, которые рассказывают красивую историю о своём взаимодействии со временем.
По-настоящему вневременной фасад должен быть немного анахроничным уже в момент создания. Архитектура всегда немного запаздывает и немного опережает своё время. Такое временное смещение делает дизайн независимым от моды — он становится своего рода хронологическим аутсайдером, существующим в своём собственном времени.
— Расскажите о вашей команде — как происходит коллаборация между разными специалистами при работе над проектом?
Работа над фасадом — это истинно междисциплинарный процесс, и наша команда отражает эту многогранность. Архитектура — это искусство коллаборации. В «Дизайн Капитал» мы развиваем модель, когда группы специалистов собираются вокруг проекта и взаимодействуют не иерархично, а сетевым образом.
Процесс коллаборации начинается с того, что мы погружаем всю команду в контекст проекта. Даже инженеры и конструкторы участвуют в обсуждении эстетических аспектов, а визуализаторы и архитекторы — в технических совещаниях. Это разрушает привычные барьеры между дисциплинами.
Иногда мы используем ротацию точек зрения. На определённых этапах проекта специалисты меняются ролями — архитектор смотрит на проект глазами инженера, визуализатор — глазами менеджера проекта. Это даёт неожиданные инсайты и помогает выявить слабые места в решениях.
Особая роль в нашей команде отведена «хранителям знаний» — это сотрудники, которые аккумулируют опыт прошлых проектов и переносят успешные решения в новые контексты. Они не привязаны к конкретным проектам, но участвуют во всех на разных этапах. Это своего рода живая институциональная память студии, которая помогает не повторять ошибок и развивать удачные находки.
— Как вы и ваша команда поддерживаете профессиональное развитие? Откуда черпаете вдохновение и новые знания?
Непрерывное обучение в нашей профессии — не роскошь, а необходимость. Архитектура должна иметь некоторые качества волшебства, но она также должна быть основана на понимании материалов и физических законов. Это понимание требует постоянного обновления знаний.
Самое важное для нас это живой обмен знаниями между архитекторами и инженерами. Когда эти специалисты действительно слышат друг друга, происходит настоящее чудо — креативные идеи архитекторов становятся технически реализуемыми, а инженерные решения перестают быть просто функциональными и приобретают эстетическую ценность. Понимая язык друг друга, мы разрушаем стены между «красивым» и «возможным», что критически важно в сложных проектах.
В нашей студии мы практикуем сочетание профессионального опыта, академических исследований и междисциплинарного обмена. Каждый архитектор не только работает над проектами, но и участвует в исследовательской деятельности, а также в регулярных воркшопах с экспертами из смежных областей — от материаловедения до городской социологии. Нужно быть «в теме».
Мы ведём цифровой архив деталей фасадов со всего мира. Во время путешествий все сотрудники документируют интересные решения, которые затем каталогизируются и становятся частью нашей внутренней «библиотеки идей». Это не для прямого копирования, а для расширения визуального словаря и понимания того, как разные культуры решают схожие задачи.
Вообще мы стараемся сохранить все крупицы опыта, которые появляются у отдельных сотрудников с каждым новым проектом. Для этого мы с самого начала создали и развиваем систему управления фасадными проектами. Там легко найти все материалы, технологии, проблемы и решения, контакты партнеров, предыдущие проекты и т.д.
— Если бы у вас была возможность спроектировать любой фасад без ограничений, каким бы он был?
Если бы у меня была возможность спроектировать фасад без ограничений... Знаете, это интересный вопрос, который заставляет задуматься о сущности творчества в архитектуре. Говорят, даже кирпич хочет быть чем-то большим, и я часто думаю об этом высказывании.
Мой идеальный проект был бы не столько фасадом-монументом, сколько фасадом-диалогом — живой, меняющейся системой, которая взаимодействует с окружающей средой, историей места и людьми. Представьте себе фасад, который подобно коже живого организма, дышит, меняет свои свойства в зависимости от времени суток, сезона, климатических условий.
В этом проекте я бы объединил технологические инновации и природные принципы формообразования. Интересно, что термин «фасад» происходит от латинского «facies» — лицо. И я бы хотел создать настоящее «лицо» здания — выразительное, откликающееся на окружение, способное передавать эмоции и рассказывать истории.
В средневековых японских замках использовались «поющие полы» — полы, которые издавали звуки при ходьбе для предупреждения о незваных гостях. Я бы развил эту идею акустической архитектуры — создал фасад, который не только визуально выразителен, но и взаимодействует со звуковым ландшафтом, превращает ветер и дождь в музыку.
— Какой главный совет вы бы дали владельцам домов, задумывающимся о редизайне фасада?
Главный совет, который я могу дать владельцам домов, задумывающимся о редизайне фасада — начните с вопроса «почему», а не с вопроса «как». Фасад — это не просто оболочка здания, это манифест ваших ценностей, образа жизни и отношения к окружающему миру.
Многие начинают с выбора стиля или материалов, но я рекомендую сначала провести своеобразную инвентаризацию впечатлений — собрать воспоминания о местах, которые произвели на вас сильное впечатление, о домах, в которых вы чувствовали себя комфортно. Часто в этих субъективных переживаниях скрыты ключи к тому, каким должен быть именно ваш дом.
Существуют архетипические формы и пропорции, которые резонируют с большинством людей на подсознательном уровне. Поэтому доверяйте своим инстинктивным реакциям не меньше, чем рациональным соображениям.
Второй важный момент — учитывайте временную перспективу. Джон Рёскин, теоретик архитектуры XIX века, говорил: «Когда мы строим, давайте думать о том, что мы строим навечно». Однако фасад не обязан выдерживать ядерный удар.
И наконец, парадоксальный совет: не стремитесь к оригинальности любой ценой. Настоящая уникальность рождается из глубокого понимания контекста и искреннего выражения сущности дома.
Беседовала
Ника Климанова